Самоуправление в детском доме

Хозяйственная комиссия

Автор: Букарев А. А.

Снабжение детского дома в военное и послевоенное время было очень затруднено. Директор не скрывала тяжелого положения детдома от воспитанников. Организация быта детского дома являлась предметом неустанных забот детсовета. Специально созданная хозяйственная комиссия держала в своих руках основы жизнедеятельности коллектива. Комиссия эта была самая многочисленная, судя по протоколам, в ней могло работать до 14 человек. Председатель, будучи членом детсовета, пользовался авторитетом и имел право руководить воспитанниками, входившими в состав комиссии. В зоне действия хозкомиссии оказывались самые разные сферы жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОМИССИИ

Детский совет ставил задачи перед комиссией на определенный период времени, а председатель комиссии разрабатывал план работы. В архиве сохранилась тетрадь с планами работ хозкомиссии.

I. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ

На заседании хозяйственной комиссии 8 апреля 1947 года рассмотрели и утвердили план работы на апрель (составлен председателем хозяйственной комиссии Тихомировым). В мае 1947 года хозкомиссия утвердила план работы на июнь.

Очень важно, что члены хозяйственных бригад имели цели и задачи на определенный период. В протоколе № 8 от 23 июля 1947 года заседания хозяйственной комиссии, на котором присутствовали 11 человек, отражено, какие задачи поставила Милица Михайловна перед комиссией на летний период:

  • сбор льна в колхозе;
  • заготовка веников;
  • сбор ягод и грибов;
  • прополка большого участка овощей;
  • окучивание картошки и капусты;
  • подкормка овощей.

II. СТРУКТУРА ХОЗКОМИССИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВОСПИТАННИКОВ

Внутренняя организационная структура хозяйственной комиссии постоянно менялась в зависимости от различных обстоятельств. Так, для выполнения намеченных мероприятий внутри хозкомиссии создавались бригады. Бригадиры назначались и утверждались на заседаниях хозяйственной комиссии. Иногда назначение бригадиров производилось на заседаниях детского совета. Обязанности бригадиров были определены на заседании хозяйственной комиссии 11 марта 1947 года.

Бригадир по пилке дров должен был:

  • 1. Производить подмену больных;
  • 2. Осуществлять приемку работ и вести учет выполненных работ;
  • 3. Контролировать сортировку дров;
  • 4. Организовывать хранение инвентаря.

Бригадир по носке воды был обязан:

  • 1. Производить подмену больных;
  • 2. Вести учет выполненных работ;
  • 3. Следить за наличием воды на кухне и в столовой.

Бригадир по уборке территории должен был:

  • 1. Следить за чистотой на территории и своевременно производить уборку;
  • 2. Контролировать своевременную уборку крыльца;
  • 3. Систематически проверять наличие голика5 у входа;
  • 4. Проводить очистку дорожек от снега.

Бригадиры периодически отчитывались перед хозкомиссией о работе бригад и отдельных ребят. Например, на заседании хозяйственной комиссии от 22 января 1947 года слушали отчеты:

  • 1. Бригадира по пилке и колке дров Окунева В.: «Срывов по заготовке дров не было. Кухня дровами обеспечивалась полностью».
  • 2. Бригадира по ремонту белья Фоминой Н.: «Работала бригада по штопке белья. Кроме того, занимались пришивкой номеров, пуговиц».
  • 3. Бригадира по носке воды Фетисовой К.: «Кухня водой была полностью и своевременно обеспечена. Хорошо носили воду Клешнина, Фомина».
  • 4. Бригадир по ремонту верхней одежды Метилко Л.: «Нитки были всегда».
  • 5. Ответственный за мелкий инвентарь Козлов Г.: «Для ремонта инвентаря нужны пилы, молотки, клещи и гвозди».

…Подходит к концу лето. В организацию хозяйственных работ снова вносятся изменения. 25 августа 1947 года на заседании хозкомиссии выступила Милица Михайловна: «В сентябре месяце начинается учеба в школе. Но от хозяйственных работ мы никуда не уйдем. Я думаю так. Работы надо проводить по группам6, а не по бригадам. Сейчас надо хорошо организовать мытье полов и заготовку дров».

В октябре 1948 года на открытом заседании детсовета (присутствовали 27 человек), решили работать «на ары» — пилить дрова, носить воду, заниматься уборкой дома в свободное время после школьных занятий и обеда (это решение не поддержали Денисов и Пиппу). В результате старшие и средневозрастные ребята, не занятые в кружках, организованно шли на пилку и колку дров, носку воды и мытье полов. Работой руководила хозяйственная комиссия.

Работа «на ары» продержалась всего месяц. 9 ноября 1948 года на заседании детсовета обсуждали результаты первой четверти (учебной).

В ходе обсуждения резкой критике подвергся новый метод работы. Он был признан неэффективным, поскольку привел к снижению успеваемости и дисциплины. Все выступившие на детсовете говорили, что за последнее время дисциплина в доме заметно упала. Ребята стали чаще покидать территорию детского дома, начали хуже учиться. Влияние хозяйственной и учебной комиссий резко понизилось. Детсовет вовремя не оценил ситуацию и не принял мер по наведению порядка. Поэтому было принято решение оценить работу детсовета на «неудовлетворительно», а работу «на ары» отменить.

На следующий день, 10 ноября 1948 года, на общем собрании утвердили решения детсовета о прекращении работы «на ары» и переходе к методу работы по спискам (списки воспитанников, направляемых на те или иные работы, вывешивать ежедневно в столовой.

В журнале дежурства по детскому совету отражено, как выполнялась работа сводными звеньями. 9 сентября 1950 года дежурная по детсовету Нюра Фомина записала: «По плану намечалось большое количество сводных звеньев. Звено Криулиной убирало чердак. Звено Лапшиной мыло полы 7-й группы. Звено Ягодкиной Зои мыло полы 4-й группы. Звено Галицына мыло полы 5-й группы. Звено Букаревой Нади мыло полы спальни. На мытье полов 3-й группы работали третьеклассники с Александрой Африкановной. Звено Липы Горча мыло верхний коридор. Звено Пиппу мыло нижний коридор. В звене плохо работал Лелик Денисов. Звено Подосенова Коли убирало территорию. В звене плохо работали Волков Витя и Кудряков. Звено Панкратова чистило тазы. Не работал сам звеньевой. Звено Криулина пилило дрова. Звено Маргаева ходило за хворостом».

III. УЧЕТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

Надо обратить внимание, что труд ребят регулировался. Так, 3 ноября 1946 года детсовет утвердил решение хозяйственной комиссии о норме по пилке и колке одного кубометра дров. Инструментальщик (то есть ответственный за инвентарь) Коля Поливанов изготовил специальную мерку для определения количества напиленных и наколотых дров.

В отчетах хозяйственной комиссии, бригадиров, звеньевых и отдельных воспитанников содержится много информации о количестве выполненной работы. Это достигалось за счет того, что детсовет требовал вести журналы выполненных работ. На первом заседании хозяйственной комиссии, которую возглавлял Гога Козлов, состоявшемся 11 декабря 1946 года, было принято решение завести журнал хозкомиссии, в котором отмечать каждую работу, выполненную за день. Ответственным за выполнение этого решения был назначен Гога Козлов. Ваня Окунев с ЁжикомНа следующих заседаниях хозкомиссия потребовала завести дневники учета всем бригадирам и звеньевым. 2 января 1947 года хозяйственная комиссия отметила, что хранение и ремонт инструментов и инвентаря не организовано. Было принято решение поручить Коле Поливанову оборудовать шкафы для инвентаря и инструментов. Милица Михайловна предложила: «Нужно не только раздавать инвентарь, но вести учет и следить за ним, своевременно ремонтировать». На этом же заседании поручили Ване Окуневу каждый день заниматься приемкой дров.

Добившись ведения учета выполненных работ, самой хозкомиссии легко было контролировать работу бригад и объективно докладывать детсовету о проводимой работе.

При оценке деятельности бригадиров, звеньевых учитывали качество, объемы выполненных работ, а также ведение учета.


Поставь свою оценку

( 10 проголосовало )



Расскажи друзьям в социальных сетях:




Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Авторизация