Самоуправление в детском доме

Учеба

Автор: Букарев А. А.

Воспитанники детского дома учились в ивачинской семилетней школе. Учеба продолжалась и в стенах детского дома. За ее организацию отвечала заведующая учебной частью Любовь Павловна Прыгунова.

В протоколах заседаний детского совета отражена систематическая и разнообразная работа детского совета по повышению успеваемости воспитанников детского дома.

24 сентября 1946 года детсовет рассмотрел вопрос о дисциплине в школе. 29 января 1947 года на детсовете заслушали отчет учебной комиссии. Председатель Айна Пиппу отметила, что учеба в классах улучшилась, но замечаний много. Детсовет решил:

  • 1) Проводить дополнительные занятия с отстающими ребятами.
  • 2) Проследить за дисциплиной во 2-м классе Гоге Козлову, в 4-й группе Гуре Красильникову.
  • 3. Провести до 15 июля беседы в каждой спальне «О порядке в спальне».
  • 3) Провести 2 февраля общее собрание по вопросу учебы.
  • 4) Признали работу учебной комиссии выполненной на «4».

20 апреля 1947 года председатель учебной комиссии Римма Фетисова доложила детсовету, что за период с 1 по 20 апреля ежедневно проводились групповые собрания и заседания учебной комиссии с отчетами групповодов; также каждый день выпускались учебные бюллетени; по субботам проверялось состояние учебников.

Детсовет оценил работу учебной комиссии на «4».

На заседании детсовета 20 августа 1947 года при рассмотрении вопроса о подготовке к учебному году поставили задачи:

I. Учебной комиссии:

  • 1) Организовать чтение книги «Два капитана».
  • 2) К 1 сентября подклеить все книги.
  • 3) Провести собрания в группах.
  • 3) Провести 2 февраля общее собрание по вопросу учебы.
  • 4) К началу учебного года выпустить бюллетень.

II. Малышковской комиссии:

Провести с шефами собрание о подготовке к школе.
1 декабря 1947 года детсовет поставил комиссиям задачи на ближайшее время, в том числе учебной комиссии:

  • избрать новых групповодов;
  • каждое воскресенье проводить собрания групп;
  • раз в неделю выпускать бюллетени.

И в летнее время детсовет не забывал об учебе. 28 июля 1948 года детсовет утвердил план учебной комиссии на август:

  • провести заседания;
  • выпустить боевые листки;
  • просмотреть книги;
  • проследить подготовку к занятиям отстающих;
  • подклеить книги.

При рассмотрении вопроса «О подготовке к новому учебному году» на заседании детского совета 19 августа 1949 года выступила директор детского дома Милица Михайловна Львова. Она сказала: «Необходимо учебной комиссии проверить и подготовить учебники, выявить количество недостающих портфелей и сумок. Хозяйственной комиссии позаботиться о мебели, чтобы в каждой группе были столы и стулья, проверить наличие ламп. Надо проверить обувь. Малышковской комиссии надо провести силами шефов беседы с учениками 2-го и 1-го классов. Санитарной комиссии подготовить внешний вид ребят. Культмассовой комиссии подготовить вечер развлечений 30 августа, и в начале сентября редколлегии выпустить стенгазету».

Отчитывались на детсовете как групповоды, так и наиболее проштрафившиеся в учебе и поведении ребята.

Например, 8 февраля 1947 состоялись отчеты групповодов.

Групповод 3-й группы Куракина Поля сообщила: «В 3-м классе двойки имеют Липа Горча и Ольга Ярушкина. Хорошо работает Коля Поливанов, он давал обещание хорошо учиться и слово сдерживает. А Оля Ярушкина не выполняет своих же обещаний хорошо учиться».

Групповод 2-й группы Алик Галицын поведал, что двойки имеют Марков Ваня и Банышев Толик. «Правда, Ваня исправляется…. На уроки опаздывают Банышев Толик, Петров Боря. Отличники Галицын Алик и Клешнина Фая – с них надо брать пример».

Решили: оценить работу групповода Галицына Алика на «4».

15 ноября 1947 года заслушали отчеты отдельных ребят.

1) Отчет Федоровского Феликса.

Поведение – «5», арифметика – «3», русский письменный – «3», русский устный – «2», чтение – «2», физкультура – «3», рисование – «3», пение – «3». Было отмечено, что «Фирс» на выполнение домашних заданий не являлся.

Постановили:

  • обязать Феликса ходить на выполнение домашних заданий;
  • прикрепить Алю заниматься с ним;
  • через две недели вызвать повторно на детсовет – для проверки.

Детсовет практиковал закрепление за отстающими в учебе наиболее подготовленных ребят и контролировал их работу.

Так, 21 декабря 1947 года на заседании Лелик Криулин доложил о своей работе с Кариком Дружининым. Выполняя поручение, Лелик занимался с подопечным каждый день. В результате Карик перестал пропускать уроки, да и новых двоек не получал. Решили продлить работу «опекуна» до 27 декабря.

Решая вопросы о повышении качества учебы, детсовет поручал редколлегии активно освещать учебу в стенной печати. В стенной газете постоянно действовала рубрика «Наша учеба». К каждому государственному празднику в этом разделе помещали заметки об успехах в учебе, недостатках и о путях повышения успеваемости. Ко Дню Конституции Зоя Дубинкина написала заметку «Наш долг перед Родиной». К 70-летию И.В. Сталина силами группы девочек появилась передовая статья «Чем мы отблагодарим вождя?» Ко дню рождения В.И. Ленина Градя Фетисова сочинила статью «Учиться, учиться и учиться». В заметке «Забота о нас» неизвестный автор написал:

«Ребята, как хорошо жить в такой стране, в какой мы с вами живем. У нас сейчас весело. Все мы ходим празднично, хорошо одетыми. Даже сердце радуется, когда видишь всех такими веселыми. Ребята, а ведь дети за границей совсем не так живут. Им, наверное, и не снится о такой жизни. О нас заботится партия, правительство и сам товарищ Сталин…».

В статье «Сдержим слово» говорилось о том, что некоторые ребята не держат обещания, данные на общем собрании: «Тогда все голосовали, что к 4 апреля, годовщине детского дома, у нас не будет неуспевающих. Некоторые ребята извинялись на собрании, просили прощения у коллектива. Сейчас видно, что они притворялись. Так поступает Айна Пиппу. Она продолжает получать двойки.

В библиотеке детского дома

А вот Таля Окатова держит свое слово, учиться стала лучше». Статья оканчивается призывом: «Сдержать слово – наша задача!» Как-то в газете появилась заметка «С первых дней учись на «4» и «5», подписанная «Учитель». В ней говорилось, что совсем недавно начался учебный год и во всех классах в журналах против многих фамилий появились отличные и хорошие отметки. «Они красуются у наших мальчиков и девочек во всех группах, как, например, у Авы Воронова, Фаи Клешниной, Ани Фоминой, Капы Фетисовой и многих других. Начиная с 1-го класса и кончая 7-м, всем ребятам нужно внимательно слушать учителя на уроках и как следует выполнять домашние задания. И не брать пример с таких ребят, которые уже успели получить двойки, как это сделали Боря Киселев, Юра Груздев, Коля Подосенов, Вася Малофеевский, Сережа Лебедев и Миша Кириллов».

Через стенную печать доводилась до ребят информация о предстоящих важных событиях в учебе. В статье «Об испытаниях и экзаменах» учеников предупреждали, что до окончания учебного года остается 22 учебных дня, и рассказывалось, какие впереди предстоят испытания: «Когда мы окончим учиться, для старших классов начнется самое трудное время – сдача государственных экзаменов и проверочные испытания. Все мы знаем, как заманчива сейчас погода. Но еще лучше погода будет летом, когда после сдачи экзаменов и испытаний вы побежите в лес, на реку. Но не радостные будут летние дни для тех, кто сейчас гуляет, а не занимается.

Через стенную печать доводилась до ребят информация о предстоящих важных событиях в учебе. В статье «Об испытаниях и экзаменах» учеников предупреждали, что до окончания учебного года остается 22 учебных дня, и рассказывалось, какие впереди предстоят испытания: «Когда мы окончим учиться, для старших классов начнется самое трудное время – сдача государственных экзаменов и проверочные испытания. Все мы знаем, как заманчива сейчас погода. Но еще лучше погода будет летом, когда после сдачи экзаменов и испытаний вы побежите в лес, на реку. Но не радостные будут летние дни для тех, кто сейчас гуляет, а не занимается.

Спектакль - Репка

Некоторые ученики учатся еще плохо, остаются на второй год в одном и том же классе. Они, наверное, не задумываются над тем, сколько лишних денег должно заплатить на них государство. Давайте, ребята, поработаем последние 22 дня по-настоящему. Повторяйте пройденный материал, выясняйте то, что плохо знаете, старайтесь как можно лучше подготовиться. Ученики 4-х классов будут сдавать четыре экзамена: по русскому языку (устно и письменно) и по арифметике (письменно и устно). Четыре испытания у пятиклассников по русскому языку (устно и письменно) и по арифметике (письменно и устно). Шестиклассникам предстоит сдать шесть испытаний: два письменных экзамена по русскому языку и арифметике и четыре устных экзаменов по русскому языку, истории, ботанике и географии. Дни для письменных работ уже установлены. В 4-х и 5-х классах русский язык – 20 мая, арифметика – 24 мая. В 6-х классах русский язык – 21 мая, арифметика – 26 мая. В 7-м классе алгебра и арифметика – 20 мая, русский язык – 23 мая». О приближающихся экзаменах в школе напоминал плакат «До экзаменов осталось 20 дней», выпущенный на сцене при исполнении спектакля «Репка».

Нередко в стенной газете доставалось нерадивым в учебе ребятам от своих товарищей. Малкова Валя в заметке «Занятия в 5-й группе» написала: «Ребята, я хочу хорошенько рассказать, как проходят занятия в нашей группе. Занятия начались. Все сели на свои места. Начинается работа. И вдруг Коля Морозов обнаружил, что у него нет книги. Он начинает искать ее у ребят. Но как же? Да очень просто. Ходит по группе и кричит: «Дайте книгу! Дайте книгу!». Интересно, у кого же Коля просит книгу, и неужели, кроме как географии, ему и готовить нечего к завтрашнему дню. Ведь у тебя, Коля, есть и другие предметы. Пожалуйста, Коленька, сядь на место, возьми другой учебник и готовься по русскому или по арифметике, но не прыгай и не вертись, как сорока на колу. Не мешай группе, не отвлекай всех от занятий. Не отнимай драгоценное время у тех, кто серьезно готовится».

Не проходили незамеченными успехи тех ребят, которые старались подтянуться в учебе. Лена Артамонова в заметке «Наши успехи» сообщала, что в 5-й группе успеваемость заметно повысилась: «Если у Юры Груздева и Коли Подосенова в прошлую четверть были двойки по всем основным предметам, то сейчас у них остались невыправленными только одна-две двойки. Коля и Юра неплохо поработали. Но надо, чтобы они приложили все силы в четвертой четверти. Закончили учебный год успешно и вместе со всеми ребятами перешли в 6-й класс».

Однажды в стенгазете появилась статья «Сказка о волшебнике»:

«Одной девочке очень хотелось много учиться, и она мечтала о небывалых волшебниках. И вот в один вечер пришел к ней волшебник и сказал, что ей будет легко учиться и ей не нужно учить уроки. И она спокойно продолжала ходить в школу. Приближались государственные экзамены, и девочка совершенно спокойно уверена, что ответит на все вопросы. Ведь это ей обещал волшебник! И вот наступили экзамены. Девочка идет сдавать экзамены по географии. Выходит она к доске, но чей-то голос не дает ей говорить. Он отвечает за нее. Он говорит, что Земля имеет форму плоскости, что Земля держится на трех слонах. Все учителя были удивлены таким ответом. Девочка поняла, что хорошей оценки можно добиться только упорным трудом. С тех пор она больше никогда не мечтает о волшебниках. Ребята, не мечтает ли кто-нибудь из вас о волшебниках?» Особый интерес у воспитанников вызывали стенгазеты с критическими замечаниями к учебе в виде юморесок.

Занятия в 
4-й группе

Критика в печати оказывала воздействие на ребят. На заседаниях детсовета неоднократно обсуждался вопрос о том, что выпуски стенных газет и бюллетеней, в которых давался критический материал, срывались со стены недовольными воспитанниками. Например, об этом говорили 15 декабря 1947 года, во время отчета групповода Али Федоровской. Выяснилось, что такой бюллетень сорвал Карик Дружинин потому, что в нем его критиковали. Детсовет принял решение вызвать Карика на свое заседание.

Для проведения занятий по самоподготовке помещений в деревянном двухэтажном здании не хватало. Поэтому приходилось оборудовать учебные классы в спальных помещениях.


Поставь свою оценку

( 10 проголосовало )



Расскажи друзьям в социальных сетях:




Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Авторизация